Исследования

Толь: "Музыку вообще не надо понимать, её надо просто слушать"

Исследование: Музыка Петербурга Автор: Сакмаров Илья Олегович

Исследование музыкальной культуры Петербурга продолжается, и сегодня мы постараемся выяснить основные ценностные установки участников музыкального проекта “Толь” (официальное сообщество ВКонтакте).

Фонд “Новая культура” (НК): Ваш студийный багаж, насколько я могу судить, пока не богат, серий концертов вы тоже не даете, ради чего существует ваш музыкальный проект, причем уже столько лет?

Наталья Логинова: Серии концертов у нас поначалу были, причём практически непрерывно. С постоянными слушателями и друзьями-коллегами-музыкантами, с которыми мы делили концертные площадки. Потом я ушла в декретный отпуск, и вся наша музыкальная деятельность приостановилась. Но проект живёт в наших душах и мозгах, собирается прорваться на новые высоты. Причём - так происходит, словно бы сам проект не желает оставаться забытым и пылиться в архивах памяти. Да и просто хочется снова взять в руки инструменты, выйти на сцену и вновь делиться позитивной энергетикой с залом, получая обратно непередаваемый эмоциональный отклик. Вот мой ответ. Я хочу новых концертов ради взаимного обмена эмоциями с публикой.

НК: То есть можно сказать, что ваш проект концертный, так сказать - шоу-проект? Чего больше в этом - желания показать себя или создать среду для коммуникации, найти единомышленников, друзей?

Наталья Логинова: Лично для меня первое является способом достижения второго и третьего. Какой смысл "показывать себя" без отклика?

Елена Керина: Моя музыкальная деятельность практически не прерывалась, однако всегда возвращалась к “Толь”. Думаю, в скором времени мы вернёмся к нормальной работе. Конечно - всегда приятно, когда то, что ты делаешь, находит поддержку и одобрение, но для меня - это самореализация, а найдёт ли это отклик - уже вторично.

НК: И вот сразу же, с первого вопроса, мы увидели, что вы такие разные, но вспомним известный рекламный слоган - "всё-таки вы вместе". Основная ваша форма, ядро проекта - это дуэт, правильно я понимаю? Можно сказать, что без одной из вас группы "Толь" не будет?

 

 

Наталья Логинова: Видимо, да. Слишком много нас связывает. Плюс творческий тандем. Ленч пишет тексты, я - музыку. В основном так.

Елена Керина: У нас есть шутка: "Если ты ни разу не говорил, что "Толь - это я", ты не участник группы". А так - да, у нас менялись составы, но мы с Натальком вместе были всегда.

Наталья Логинова: Идейный вдохновитель - Ленч. Причём с самого начала, когда она ещё ни на чем играть не умела. "Так ты ж меня научишь!" - безапелляционно заявила она мне. Пришлось учить!

Елена Керина: Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что каждый, кто с нами играл, приносил что-то своё, и не только в плане музыки.

Наталья Логинова: Да! Самое главное - атмосфера, настроение, дружба!

НК: Дружба - основа вашего музыкального проекта, она на первом месте. И все же вы хотите, чтобы ваш проект был музыкальным, а не просто дружеским. Как вы решаете профессиональные вопросы? Кто-то ведь играет получше, кто-то похуже. Не хочется попробовать сыграть свои песни с профессионалами, а не с друзьями?

Елена Керина: Всегда хочется звучать лучше, играть лучше. Профессионалы работают по-другому. Однако привлечь кого-то к работе - это слишком просто. А вот самому достичь того, что ты хочешь, гораздо лучше. Сейчас в планах стоит очень большая работа над нашим материалом, чтобы показать его таким, каким он планировался. Не исключено, что это мы будем делать не без помощи других.

НК: Друг с другом не ссоритесь по поводу невозможности одного из вас реализовать что-то? Насколько хватает терпения ждать, пока другой научится исполнять партию или освоит получше свой инструмент?

Наталья Логинова: У меня ангельское терпение, да и на Ленчика злиться я совершенно не умею, а с профессионалами страшно!

НК: Потому что они пафосные злые мужики, которыми вам сложно управлять?

Наталья Логинова: Как вы классно сформулировали, мне вообще очень тяжело выходить на контакт с людьми в силу интровертности своей натуры. Для приятной совместной работы мне надо видеть, что человеку это действительно интересно, и тогда я могу свободно высказывать свои идеи и пожелания.

Елена Керина: Какие-то недостатки иногда очень интересно компенсируются. Бывало, что изменение в партии приводило вообще к новой песне. Когда я смотрю, как работают профессионалы, у меня вызывает это дикий восторг, особенно если они раскрывают какие-то секреты.

НК: В сухом остатке остаются страх, восторг и желание видеть в человеке единомышленника?

Елена Керина: Скорее желание расти и развиваться. Сложно работать с тем, у кого нет интереса к проекту, у многих профессионалов нет желания заниматься чем-то, кроме себя.

Наталья Логинова: Как-то у нас не возникало необходимости их искать. Всегда был гармоничный состав, в котором не хотелось ничего добавлять

 

 

НК: С девичьими группами бывает, что интерес проявляются продюсеры или профессиональные музыканты, которые совершенно в силу разных причин становятся заинтересованы в участии.

Наталья Логинова: Наверное нас никто из них не видел...

Елена Керина: У нас не было стремления выйти на какой-то конкурс и показать себя. Может, ещё все впереди.

НК: Вы ощущаете себя больше как самодостаточный творческий коллектив или как недоделанный музыкальный проект? Или это сочетается?

Елена Керина: Это сочетается. Не думаю, что нам надо многое доделывать, но есть основа и идеи, остальное - вопрос времени.

НК: И это очень интересный вопрос. Любая серьезная деятельность подразумевает планирование. Хочется уже каких-то результатов поскорее?

Елена Керина: Хочется, конечно. Но планирование вещь такая - не все можно предусмотреть. Даже студийная запись - это не один день. Сейчас у нас больше времени и больше возможностей.

Наталья Логинова: Я считаю, что дело всего за парой телефонных звонков тем, с кем мы играли, а далее - совсем немного репетиций, и всё будет готово! И самодостаточный коллектив, и почти доделанный музыкальный проект. Я никуда не тороплюсь. Обнадёживает то, что многие культовые музыканты стали известны в зрелом возрасте. Но результатов хочется, конечно. И да, возможностей (финансовых, например) сейчас несравнимо больше.

НК: Вы постоянно говорите "сейчас" и "раньше". Что для вас "Толь" сейчас, чем он не был раньше?

Наталья Логинова: Толь всё тот же, не считаю, что группа изменилась. Например, у вас есть машина. Но вы водите по-разному: когда вы только получили права и через несколько лет за рулём. Изменяются внешние обстоятельства - просёлочная дорога, городские пробки, скоростная трасса. Стиль вождения, подход разный. Но машина та же. К неизменным особенностям можно добавить вокал и мелодичные басовые партии, басовые соло.

НК: Материала много нового?

Елена Керина: Материала нового много, причём как на русском, так и на английском языке. Есть множество черновиков и набросков, для которых сейчас самое время. Скорее всего мы оставим главную особенность: нестандартную последовательность аккордов.

НК: Бас-гитара - громоздкий инструмент и считается не очень женским, как вы к этому пришли? Чего в этом больше, желания быть оригинальными с таким элементом шоу, или это обычный навык, который просто пригодился с точки зрения функциональности

Наталья Логинова: Я очень люблю звук на низких частотах. Просто кайфую от него. Именно из-за этого выбрала бас.

НК: Не могу вспомнить ни одной девушки-вокалистки, играющей на бас-гитаре. Есть такие примеры в истории шоу-бизнеса?

Наталья Логинова: Сьюзи Кватро. Но я ни на кого не ориентировалась

НК: В вопросах работы на студии - это понятно, но неужели никогда не было соблазна найти басиста и на концертах стать "свободной" фронт-леди? Или есть страх, что руки некуда деть?

Наталья Логинова: Да, безусловно. Не представляю, чем заниматься “просто вокалистке”. Но мне нравится играть на басу, нравится придумывать и воплощать интересные - и ритмически, и мелодически - партии.

Елена Керина: Был такой эпизод, когда Даша (наша клавишница) хотела «избавить» Наташу от баса. Крику

было!

 

 

НК: Сменим тему. В вашем проекте я вижу конфликт простой мелодической культуры и чего-то более сложного для понимания, нестандартного. Вы это не скрываете и пытаетесь найти для себя жанр, какое-то определение.

Наталья Логинова: Оно само так пишется, но у нас есть и простые песни. Например, одна - вообще на двух аккордах.

Елена Керина: ...которую мы постоянно пытаемся усложнить.

Наталья Логинова: Ну нет, аккорды в ней мы не меняли ни разу!

Елена Керина: Так получается писать. У нас не было такого: «а не написать ли нам простенькую песню». Мы просто делаем. Иногда сложно, иногда не очень.

Наталья Логинова: Музыка у нас всё же не самая сложная для понимания. Музыку вообще не надо понимать. Её надо просто слушать. Для того, чтобы сказать, нравится тебе музыка или не нравится, не надо проводить никаких теоретических изысканий или анализа составляющих.

НК: Спасибо за рассказ, желаем, чтобы все ваши планы сбылись, и мы бы все насладились уже не просто концепциями и идеями, а интересной музыкальной продукцией. Пару итоговых слов от вас?

Елена Керина: Хотелось бы добавить, что на самом деле проект - гораздо более сложный и интересный, чем изначально кажется. Во многом это связано с разными представлениями и предпочтениями всех участников группы. Мы не знаем, в каком направлении будем двигаться дальше, изменятся ли уже написанные песни или нет, и что из старых архивных записей скоро обретёт форму. Но мы точно знаем, что это будет увлекательно для нас, и постараемся, чтобы это было интересно нашим слушателям.

Добавьте свои мысли по поводу исследования
Любые замечания, комментарии, предположения на тему исследований интересны нашим авторам. Пожалуйста, не стесняйтесь, напишите нам письмо с Вашими мыслями. Мы регулярно обновляем разделы исследований с учетом уточнений специалистов, критиков, наших читателей.