Исследования

Алексей Дёмин: "Самый простой вариант выигрыша - это кайф от самой игры музыки"

Исследование: Музыка Петербурга Автор: Сакмаров Илья Олегович

Исследование музыкальной культуры Петербурга продолжается, и сегодня мы постараемся выяснить основные ценностные установки Алексея Дёмина - автора и исполнителя собственных песен, создателя музыкальных проектов “Whisky Bar”, “Тунец всемогущий” и DЁМИN.

Фонд “Новая культура” (НК): В 2011-м году состоялся наш первый разговор с молодым Алексеем Дёминым, который только недавно переехал в Петербург. На удивление - твои первые слова были о ценностях, о том - что тебе крайне важно заниматься музыкой, развитием своего проекта, что ты готов идти по этому пути. Звучало по-хорошему наивно, но прошли годы и путь продолжается; а что изменилось?

Алексей Дёмин: Я и сейчас не считаю наивными мысли о том, что важно заниматься музыкой, развитием своего проекта и идти по выбранному пути, но за шесть лет изменилось многое. Группа претерпела кучу изменений и составов, был сайд-проект Тунец, куча гастролей и концертов, но в конце концов Whisky Bar Band был мною закрыт. Два года назад я решил создать нечто совершенно с другое в плане музыки - этим стал проект DЁМИN - ныне рок-дуэт.

НК: Можно сказать, что мечты потихоньку сбываются, или это называется как-то по-другому?

Алексей Дёмин: Мечты сбываются у “Газпрома”! А у нас это называется ставить цели и идти к ним. В итоге какие-то достигаются, какие-то приводят к минусовым результатам, какие-то в процессе. Так или иначе, жизнь вносит свои коррективы. Ты изменяешься, но не изменяешь делу и себе.

НК: У тебя было два проекта концертных (Whisky Bar и DЁМИN), третий проект - больше студийный. Это для создания новых форматов самореализации, для попытки охватить новую аудиторию или просто так складывались обстоятельства?

Алексей Дёмин: Все эти поиски исключительно оттого, что песенного материала достаточно много и он разноплановый. Плюс - внутренняя самоидентификация: “кто я на данный момент”, “чего хочу”, “что нравится”, “где я и зачем”. Плюс - личные увлечения и предпочтения, они тоже меняются, появляется желание играть то или иное. Что-то устаревает, что-то нагоняешь… Это скорее всего от нереализованных планов, задумок. Стремишься их воплотить в ином виде на новом витке.

 

 

НК: Уточним. Песни, которые рождаются, мелодия и текст - они ведь сами по себе не диктуют создание музыкальных коллективов, они даже не всегда требуют стилизации. Что же заставляет это делать? Чтобы было “как у кумиров”? Самый простой путь спеть песню - это путь автора-исполнителя, когда ты просто берешь в руки гитару и исполняешь. Уверен, что в твоем случае так и бывает, но что происходит дальше и почему?

Алексей Дёмин: Как раз из-за разного подхода и способа написания песни и происходит это стилистическое "расслоение". Есть песни, которые сперва поются под гитару, такой бардовский русско-роковый вариант; а есть то, что рождается из гитарного риффа на точке во время репетиций и джемов, там другой замес. И текст пишется уже на некую мелодию, которую намычишь в диктофон относительного нового риффа. Есть просто что то экспериментальное - не пойми как получается, если получается вообще.

Про "как у кумиров" - есть и этот фактор, но он скорее помощник, чтобы видеть вектор, куда можно двигаться, и представить, как может звучать песня, если ей не хватает априори индивидуальности и не чувствуется какая-то готовая основа. При этом подражать тоже надоедает, когда понимаешь суть работы того или иного кумира, его грааль написания "хита".

Естественно, хочется найти свой попадающий в цель вариант, т.е. свою песню, которую можно потом играть всю жизнь. Вместе с этим - хочется попробовать разные грани, стили, направления, прожить кучу жизней. Хотя, по сути, эти мои проекты - это все одно и тоже: происходит ротация музыкантов, а я остаюсь и материал - мой. Музыканты добавляют себя в музыку. Они же далеко не всегда исключительно исполнители, они - соавторы, которые вкладывают свою энергетику, умения, мысли и прочее. В целом - это просто поиск, путь, игра, порой переходящая в реальность.

С Whisky Bar Band вышло так, что я прошел долгий путь в девять лет. И мне хотелось чего-то нового в другом измерении. А “Тунец” был стебом, отдыхом... Он был просто даже этаким плевком. Мне очень нравится, как он звучит, но дальше наступил вакуум - я в одиночку тащил толпу музыкантов, которые не хотели расти и развиваться вместе, их приоритеты были в другом месте. А опять создавать то же самое я уже не стал. У меня родился новый материал и новые идеи, которые я сейчас и реализую по мере сил.

 

 

НК: Хейзинга своей книге "Человек играющий" говорит, что игра - это то, что имеет выигрыш. Хотя я так не считаю, кстати. Какие в твоей голове существуют варианты выигрышей от твоей игры в музыканта, артиста, от поиска той самой "своей песни"? Просто ощущение удовлетворения, типа квеста - нашел что-то и хорошо, счастлив - и дальше ищем что-то, что еще лучше поможет выразить себя. Или появляются какие-то более далеко идущие устремления, чем просто "выйти из комнаты"? Появляются какие-то аналогии с кумирами-ориентирами? Мол, если они смогли найти "свою" песню и за счет этого нашли свою аудиторию, и за счет этого стали звездами шоу-бизнеса...

Алексей Дёмин: Есть самый простой вариант выигрыша - это кайф от самой игры музыки, даже просто в студии, на репточке. Второй - это кайф зрителя, который тебе говорит, что ты крутой и твоя песня ему нравится. Третье - это голосование рублем, сбор от концерта, заработок. Но самое главное здесь - это ощущение счастья. Мне нравится играть свои песни - и всё, этого может быть достаточно. Жизнь состоит из гораздо большего количества кайфов. Главное все-таки - это самосовершенствование и внутренний рост. А стать звездой шоу-бизнеса или нет - это другое. Это вопрос скорее бизнес-модели, которую выбираешь, плюс элементы везения, компромиссов с самим собой и прочее.

НК: Не будем отрицать, что ты взял на себя роль менеджера, продюсера всех своих проектов. Здесь происходит какой-то существенный внутренний рост? Устраивает ли он тебя, готов ли ты делегировать эту функцию? Не верю, что ты не думал об этом, и не выбрал для себя оптимальное решение.

Алексей Дёмин: Да я буквально кричу об этом! Я хочу делегировать. Мне это жутко мешает. Именно от отсутствия менеджера движения сейчас не так много, оно скорее внутреннее, скорее в музыкальном смысле.

НК: А что для тебя "внешнее" движение? Это стандартный комплекс показателей в виде количества концертов и изданных релизов?

Алексей Дёмин: Здесь я имел ввиду концерты, "раскрутку".

НК: То есть речь не о производстве, здесь ты полностью сам себя устраиваешь? В роли, так скажем, продюсера - человека, ответственного за конечный продукт. Кстати, если говорить о продюсерах, то в Россию все больше приходит "правильное" понимание этого слова - продюсер как производитель, и чаще всего это звукорежиссер, который отвечает за конечный вид аудиопродукта. Важен ли тебе внутренний рост в этом направлении?

Алексей Дёмин: Я говорил о менеджере, а продюсерские функции понимаю так же, и здесь у меня есть свои амбиции, да. Правда, я люблю сотрудничество, жаль что оно всегда подвержено компромиссам. Альбом "Наследство" - яркий пример сотрудничества с Загрянским Сашей. Синглы 2016-го года - исключительное сотрудничество с саунд-продюсером Костей Криворотовым.

НК: Всегда интересна мотивация таких коллабораций. Она делится что-то вроде на два типа. Первый - звукорежиссёр с похожими вкусами реализует то, что я сам не могу, так, чтобы мне понравилось. Второй: звукорежиссёр чувствует тренды, он знает как сделать лучше для радио, ТВ, плейлистов людей. Какие у тебя разговоры и мысли присутствуют при сотрудничестве с продюсерами и в каких пропорциях?

Алексей Дёмин: И то, и другое присутствует. В "Наследстве" это был скорее первый вариант, а вот синглы 2016-го - чистой воды "на откуп" звукорежиссеру. Я, пожалуй, больше склонен к первому.

НК: Сменим тему. Недавно ты в песне признался в любви к гитаре. Этот инструмент занимает большую часть твоей жизни, ты и ремонтом гитар занимаешься, и в торговле участвуешь, и музыка твоя вся гитарная. Можно сказать, что ты многим в жизни обязан гитарной "культуре"? Как ты сам это оцениваешь?

 

 

Алексей Дёмин: Никогда не думал о таком обобщении, класс! Ну, ремонт - это был вынужденный ход, сейчас я этим не занимаюсь. Все остальное присутствует - да. Я очень люблю гитары, очень. Любые-всякие, всех мастей и видов. Звучание гитары - это кайф, это высшая эмоция, секс! Мне часто не хватает профессионализма для выражения всего, что хочется услышать, но это дополняется/заменяется наглостью и нестандартными порой подходами к решению своих "музыкальных задач"; плюс - я всё время учусь, занимаюсь. Очень люблю также гитарное оборудование, и тоже постоянно “мониторю”, учусь чему-то новому.

НК: Не задумывался, что гитара задушила многие потенциально гениальные негитарные твои музыкальные идеи: мелодические, гармонические, аранжировочные?

Алексей Дёмин: Возможно, зерно в высказывании этом есть. Для этого как раз и нужен порой "сторонний" саунд-продюсер, чтобы услышать и указать на это.

НК: Если бы ты родился в 60-е в Европе или США, твоя страсть была бы логичной, но в 90-е популярной была самая разная музыка, появлялись новые тембры, звуки - синтезаторы, сэмплы. Как ты увлекся такими на тот момент уже классическими жанрами, как рок-н-ролл, блюз-рок?

Алексей Дёмин: Дело в том, что я был достаточно всеядным в смысле музыки всегда. В детстве мне нравилась как эстрада, причем хоть советская, хоть западная; так и рок-музыка. На катушечном “Маяке-203” можно было встретить на одной бобине альбом 1984 года Kiss, а с другой стороны Юрия Антонова с группой “Аракс”.С дописками в виде Миши Шуфутинского с песнями Розенбаума.

Потом был русский рок во дворах под гитару - Алиса, Кино, ДДТ, Башлачев. А в начале 90-х, когда пришла “Нирвана”, мы стали пытаться играть свой рок. Нам хотелось играть что-то подобное, но получался в основном шум с элементами хэви, панка и гранжа. Потом я попал в группу The Cruch, игравшую гитарный прогрессивный тяжелый рок. Там я пел и тексты еще мои были. Было куча групп и попыток создать что-то свое, а единственная команда, которая всегда шла рядом при любых обстоятельствах - это были The DOORS. Лет с 9 я их слушаю. Конечно, не миновали и “Депеш мод” и прочее, хотя все равно я отдавал предпочтение олдовому звуку

НК: Давай на тему переезда в Санкт-Петербург поговорим. Зачем, почему, какую роль музыка в нем сыграла.

Алексей Дёмин: Зачем люди переезжают? Захотелось уехать из Вологды, поменять место жительства на более крупный город - Питер для меня всегда был идеальным в этом смысле. Музыка тоже имела значение, конечно. Мы как-раз записывали свой первый альбом "Дура". С ним и приехали, так сказать.

 

 

НК: Какие ожидания от музыкального Петербурга оправдались? Все ли?

Алексей Дёмин: Честно говоря, я не особо помню сейчас, какие тогда были ожидания. То, что выступать хотелось, зрителя приобрести нового и шагнуть на некую более высокую ступень - это очевидно. Это так и случилось: фестивали, клубы, крупные и мелкие площадки. Их было более чем предостаточно - играй, если хочешь и можешь. То, что состав тогдашний "не вырулил" и уехал на малую родину обратно - тоже было можно просчитать заранее, так случается в каждом втором случае. А то, как это пошло поехало дальше - было круто, трудно, весело, с победами общими и собственными и с разочарованиями, конечно же - в людях прежде всего, с которыми играл. Но я всем очень благодарен, потому что мне все это очень много дало и опыта и эмоций. И это привело меня к тому, что я делаю сейчас.

Про музыкальный Петребург надо разговаривать, глядя друг другу в глаза - так вот в интернете это будет похоже на брюзжание какое то. Не всё мне нравится, далеко не всем я доволен.

НК: На этом давай и закончим. Надеюсь, что все темы, которые можно поднять на бумаге, мы подняли. Давай перечитаем еще разок интервью и сделаем свои выводы. Я - для исследования, ты (надеюсь, что мои вопросы как-то в этом помогут) - для более качественного внутреннего и внешнего роста. Спасибо!

Добавьте свои мысли по поводу исследования
Любые замечания, комментарии, предположения на тему исследований интересны нашим авторам. Пожалуйста, не стесняйтесь, напишите нам письмо с Вашими мыслями. Мы регулярно обновляем разделы исследований с учетом уточнений специалистов, критиков, наших читателей.