Исследования

Сознание против автономности: две базовые культуры человека

Исследование: Теория культуры Автор: Сакмаров Илья Олегович

В какой момент появляется сознание и почему? Что это вообще такое? Казалось бы, мы поставили себя в тупик, когда сформулировали определение культуры человека как “совокупности информационных объектов, относительно которых специализированы те или иные структуры мозга”.

Действительно, мозг работает и в “бессознательном” состоянии, продолжает обрабатывать информацию, делать какие-то выводы. В этом свете проблема сознания и бессознательного какое-то время оставалась бессмысленной в рамках наших исследований, потому что существование культуры подтверждается в любом случае, но сегодня мы попытаемся придать этой проблеме значимость и углубиться в ее разработку.

Итак, что такое сознание? Мы не будем сейчас касаться множества философских определений, а воспользуемся итогами научных исследований и выводов.

Как наблюдаемое свойство организма - это способность другого человека вступить с вами в “осознанный”, “нерефлекторный” контакт. Это подразумевает какую-то рациональность поведения, некое желание вступать в коммуникацию для достижения своих целей.

Бессознательное (подсознательное) рассматривается в науке или как независимая система, или в качестве противоположности сознанию. Мы же рассмотрим сознание и бессознательное как две культуры, то есть две “совокупности информационных объектов”, значимых для нашего мозга. Являются они независимыми друг от друга или связанными - мы знать сейчас не можем, но поскольку предполагаем, что эти две культуры принципиально различаются, давайте уйдем от однокоренных терминов. Назовем их “сознание” и “автономность” - по степени их вовлеченности в процесс общении между людьми. Сразу стоит сказать, что культура автономности также участвует в коммуникации, например - на уровне тех самых феромонов, которые говорят нам о степени близости наших ДНК.

Чем же принципиально различаются эти две системы? Если вспомнить, что любая культура - это способ адаптации, к которому мы пришли в ходе эволюции, то стоит предположить, что сознание и автономность различаются по степени эффективности, и могут активироваться в разных ситуациях, когда это выгодно организму. К примеру, во сне мы теряем “желание” коммуникации с другими людьми, потому что автономность или какая-то другая, еще не определенная нами культура, в данном случае более эффективна для текущей задачи - восстановления сил организма. 

Для начала проанализируем основные проявления автономности. Классификации обычно включают в себя несколько типов, например:

  • Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.
  • Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности.
  • Подпороговое ощущение (восприятие), которое в силу низкой интенсивности не осознается.
  • Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

Неосознаваемые мотивы, поведенческие автоматизмы, ощущения, интуиция - все эти проявления наш мозг в какой-то момент маркирует как низкоэффективные в процессе коммуникации (или они такими являются изначально), поэтому они становятся частью нашей культуры автономности.

Основная проблема описания и выделения уникальных свойств культуры автономности состоит в том, что в научных кругах принято противопоставлять ее сознанию. В выделенных выше пунктах мы видим постоянное соотнесение ценностей автономности с сознанием: “ощущения, которые не осознаются”, “автоматизмы осознание которых излишне” и тому подобное. Но стоит вспомнить, что автономность как культура формируется задолго до сознания, еще во время появления первых структур мозга в утробе. Именно поэтому неверно определять ее через термины, связанные с сознанием.

Можно предположить, что многие исследователи подразумевают под “осознанием” окончательный и бесповоротный перевод ценностей из разряда “автономных” (бессознательных) в систему сознания. Но простейшие эксперименты показывают, что в одних и тех же ситуациях мозг может работать как автономно, так и в рамках сознания. Мы можем думать о каждом своем шаге, выделяя его в качестве определенного объекта-действия, совершаемого группой мышц, и при этом осуществлять эти шаги так, как привыкли - автоматически. На этом примере видно, что культуры сознания и автономности не стоит противопоставлять. Возможно, они вообще не являются взаимосвязанными, и объекты-ценности, составляющие их, не пересекаются, что, конечно, еще требует доказательства в рамках нейронаучных исследований.

Одно можно утверждать смело - наибольшее количество времени мы находимся в плохо предсказуемой социальной среде, и здесь гораздо более эффективно “применять” культуру сознания, благодаря чему она и существует. Можно говорить о том, что сознание означает “подключение” к сети таких же “сознающих” организмов, для чего этот термин (со-знание, то есть “коллективное знание”) хорошо подходит.

Культуру автономности, которая очевидным образом глубоко индивидуальна и существует в первую очередь в рамках каждого мозга в отдельности, многие исследователи не включают в понятие культуры. Например, К. Уислер, пишет, что “культура – это способ жизни, которому следует общность или племя”. В этом определении говорится, по всей видимости, о культуре сознания и только о ней.

В процессе изучения культуры автономности стоит задуматься о том, что ее формирование в большей степени связано с информацией, поступающей химическим путем - просто в силу того, что большинство объектов, ее составляющих, формируются в первые месяцы жизни плода. 

Так или иначе, сознание и автономность - две важнейшие, базовые культуры, существующие в каждом из нас.

Добавьте свои мысли по поводу исследования
Любые замечания, комментарии, предположения на тему исследований интересны нашим авторам. Пожалуйста, не стесняйтесь, напишите нам письмо с Вашими мыслями. Мы регулярно обновляем разделы исследований с учетом уточнений специалистов, критиков, наших читателей.