Исследования

Судьба, насилие и игра - три базовые культуры

Исследование: Теория культуры Автор: Сакмаров Илья Олегович

Человек обрабатывает всю поступающую извне информацию и сразу же "маркирует" ее тремя тегами, делит на три культуры:

  1. Судьба - информация предсказуемая, но с которой ничего не поделаешь, поскольку она носит фундаментальный характер.
  2. Насилие - информация-раздражитель, от которой сложно скрыться, которая тебя преследует.
  3. Игра - информация, на характер которой можно повлиять.

Примеры, иллюстрирующие то, как мы делим поступающую информацию, не так легко придумать; все они будут спорными, поскольку каждый из нас выбирает свою тактику для оценки информации и отнесения ее к одному из трех типов.

ФАТАЛИСТ. Кто-то может воспринимать абсолютно любую информацию как фундаментальную. Убежденный фаталист одинаково спокойно отнесется к полету бабочки и угрозе человека с пистолетом при попытке ограбления, посчитав и то и другое естественным ходом вещей. "На все воля божья", скажет кто-нибудь умиротворенный, а буддийский монах вовсе не скажет ничего и даже не улыбнется.

ПАРАНОИК. Раздраженный человек во всем может увидеть заговор и угрозу, даже законы природы могут показаться ему насильственными. Параноик превратит в глобальную проблему ту же самую бабочку, которая летит здесь только для того, чтобы досадить лично ему, не говоря уже о действиях всех окружающих людей, которые хотят использовать его в своих корыстных планах, ведут против него войну.

ИГРОК. Человек играющий прекрасно знает: все происходящее поддается просчету, а значит - на все можно повлиять; нужно лишь немного постараться, чтобы мир жил по его правилам. Летящая бабочка, ограбление, экономический кризис и извержение вулкана - это всего лишь часть игры.

На практике, естественно, почти нереально встретить людей, мозг которых маркирует информацию по одному из сценариев, но возможно проследить за тем, как люди меняются со временем, изменяют подход к обработке информации.

До рождения в утробе матери для человека все является более менее естественным, можно просто созерцать. Рождаясь, человек сразу постигает насилие и игру, учится переводить одно в другое. Голод - это информация, которая тебя застигает врасплох, от него не скрыться. Является ли эта информация насилием над тобой? Конечно, и от этого на глазах младенцев появляются слезы. Но как только человек учится кричать не от страха, а намеренно "вызывая" еду, он постигает наличие определенных правил, которыми можно управлять на свое усмотрение. Так в нашей жизни появляется первая игра.

Ребенок играет все больше, пытается превратить в игру все, что происходит вокруг, "покоряя природу", но не понимает, что его игры для кого-то являются насилием. Раздраженная мать, уставшая от игры, ругает ребенка, "учит жизни", показывая, какой она может быть жестокой, демонстрирует насилие или прямо применяет его.

Взрослый человек, уже имеющий представление обо всех базовых законах природы и возможных последствиями его действий, разбирается с пропорциями судьбы, насилия и игры в окружающем его социуме, пытается понять, насколько реально создать комфортные для себя экономические, этические и другие условия (правила), которые бы минимизировали насилие. Устав от этой борьбы за собственные правила, "мудрый" пенсионер начинает относиться ко всему, как к естественному ходу вещей.

В зависимости от своих индивидуальных особенностей и условий жизни каждый из нас имеет индивидуальную "маркировку" того, что в нем хранится, определенные алгоритмы перенесения тех или иных ценностей из одной культуры в другую, а также известные одному ему правила классификации абсолютно новой, еще не "маркированной" информации в одну из трех категорий.

Санкт-Петербурге, сентябрь 2017.

Добавьте свои мысли по поводу исследования
Любые замечания, комментарии, предположения на тему исследований интересны нашим авторам. Пожалуйста, не стесняйтесь, напишите нам письмо с Вашими мыслями. Мы регулярно обновляем разделы исследований с учетом уточнений специалистов, критиков, наших читателей.