Исследования

Культура и жизнь

Исследование: Теория культуры Автор: Сакмаров Илья Олегович

Генетический код интересен нам, в общем-то, не сам по себе, а с той точки зрения, что мы постоянно наблюдаем его некую суперпозицию, которую мы называем "жизнь". Без связи с жизнью ДНК превращается в набор молекул. Аналогично можно рассмотреть и ценности (трансцендентальное эго Гуссерля и т.п.) в связи с культурой. Культура - наблюдаемая "суперпозиция" ценностей или "жизнь" ценностей.

Подобно наблюдателю, который фиксирует, какой белок производит тот или иной ген, исследователь культуры наблюдает, как ценности производят системы ценностей, которые взаимодействуют друг с другом внутри организма.

Исследуя гены, мы понимаем, что одни гены совместимы с другими, это понимание дает нам понятие биологического вида. При этом сам по себе вид - это абстракция, видов не существует без особей, их составляющих. Аналогично и культуры не существует без ценностей, культура - это такая же научная абстракция, позволяющая нам заменять громоздкие словосочетания вроде "система ценностей".

Интересный в этом свете вопрос, как же именно совместимы ценности и зачем они совместимы? Совместимость генетической информации легко проверить - животные одного вида дают жизнеспособное потомство. Что дает совместимость ценностей? По всей видимости, еще более жизнеспособное потомство. Жизнеспособность - это набор адаптаций, позволяющих приспособиться к среде, и ребенок с непротиворечивой системой ценностей, доставшейся ему от родителей (племени, рода, народа), будет лучше приспособлен по сравнению с ребенком с более противоречивой системой ценностей. При условии неизменности среды, конечно.

Интересен здесь такой момент: культура позволяет увеличить число "родителей" по сравнению с биологической жизнью. Генетическая эволюция остановилась на одном-двух "родителях". Культура делает это количество существенно большим. Единственное, надо понимать, что эти родители будут родителями лишь части нового человек - его ценностей, то есть его структуры мозга, а не тем, что мы называем "биологические" папа и мама.

Очевидно, что здесь наблюдается биологическое, но не генетическое влияние на один единственный орган, программирование его структуры "в обход" генетического кода.

Как происходит это влияние? В буквальном смысле "по воздуху". Представим себе, что та химическая информация, которой мы обмениваемся (феромоны), меняли бы наш генетический код в том месте, которое отвечает за соответствие тому или иному половому партнеру, сближали бы наши коды до оптимальной степени. А ведь именно так действует различные языки, так действует искусство. Они не способны изменить генетический код, то есть всю особь целиком, но способны сделать морфологию мозга (структуру опыта, иерархию ценностей) похожей.

Можно ли при этом считать культуру новой формой жизни? Она размножается, причем более эффективно, чем биологические виды, поскольку не ограничена в количестве родителей-ценностей. Она адаптируется к окружающей среде (нежизнеспособные ценности стираются из памяти или становятся непродуктивными подобно недействующим участкам ДНК). Можно задать вопрос, а какие у нее цели? Такие же, как у биологической жизни - непознаваемые.

Добавьте свои мысли по поводу исследования
Любые замечания, комментарии, предположения на тему исследований интересны нашим авторам. Пожалуйста, не стесняйтесь, напишите нам письмо с Вашими мыслями. Мы регулярно обновляем разделы исследований с учетом уточнений специалистов, критиков, наших читателей.