Исследования

Культура как информационное понятие. Разнообразие взглядов на проблему

Исследование: Теория культуры Автор: Сакмаров Илья Олегович

Рассматривая множество существующих определений культуры, мы можем их разбить на три основные группы.

1. Культура как информация, имеющая в качестве носителя живые существа (в т.ч. генетическая), существующая на всех уровнях организации жизни: от молекулярного до биосферного. Пример: «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды.» (Э. О. Уилсон)

2. Культура как внегенетическая информация, существующая на уровне организмов, популяций, биогеоценозов и биосферы. Пример: «Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. М. Лотман)

3. Культура как информация, существующая на уровне популяций, биогеоценозов и биосферы (в том числе - техносферы, антропосферы, ноосферы и т.п.). Примеры:
- Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (БСЭ)
- Культура - вся совокупность небиологических проявлений человека.

Мы видим, что с каждой следующей группой понятие культуры становится всё уже за счет исключения определенных типов информации. Попробуем предположить, чем же обусловлен такой различный взгляд исследователей на проблему.

Большинство ученых отказывает генетической информации в статусе "культурной". Такой взгляд на проблему распространен благодаря двум факторам:

- Первый можно связать с антропоцентризмом, и заключается он в желании принципиально отделить человека от животного царства, в котором генетический способ передачи информации является ключевым (по крайней мере, так принято считать). При таком подходе культура становится собственным оригинальным свойством человеческого вида.

- Второй фактор связан с прагматичностью исследователей. Многим проще поставить генетическую информация за скобки, обозначая ее как постоянную-константу, и сосредоточиться на внегенетической информации. Особенно это характерно для гуманитарных и общественных наук, берущих начало в античном мире и эпохе возрождения, когда абстрактные построения стали одним из главных способов познания.

Этот же фактор, но не только он, влияет на исследователей третьей группы, постулирующих, что культура - это символы и их системы, произведения письменности и архитектуры, технологии и технические сооружения и т.п. При таком подходе за скобки выносится не только генетический код, но и информация, хранящаяся в мозге человека. Объектами и носителями культуры становятся вещи окружающего мира, а человеку отведена роль субъекта распознающего (или не распознающего) элементы данной системы. Именно для такой культуры характерно деление, например, на "высокую" и "массовую". "Высокая" культура в этом случае относится к элитарной по принципу - способен ли тот или иной человек ее распознать, различить.

Как мы видим, три группы понятий предполагают существенные различия в подходах к определению культуры. Именно эти различия, на мой взгляд, принципиально мешают созданию единой науки о культуре, поскольку дискредитируют в глазах одних исследователей методы других. Например, у ученых, сосредоточенных на количественных методах оценки культурного наследия, могут вызвать раздражение рассуждения о специализации нейронов, а у поклонников духовных ценностей вызывает неприязнь необходимость учитывать переход к новым социокультурным парадигмам, связанным с развитием искусственного интеллекта, квантовых компьютеров и других технологических достижений.

Преодоление этих противоречий в ближайшие годы и даже десятилетия - задача крайне сложная и требующая человеческого гения; личности, способной охватить все нюансы взаимоотношений сложившейся системы наук.

Добавьте свои мысли по поводу исследования
Любые замечания, комментарии, предположения на тему исследований интересны нашим авторам. Пожалуйста, не стесняйтесь, напишите нам письмо с Вашими мыслями. Мы регулярно обновляем разделы исследований с учетом уточнений специалистов, критиков, наших читателей.