Исследования

Культура человека. Базовые ценности. Свое и чужое

Исследование: Теория культуры Автор: Сакмаров Илья Олегович

Что происходит с поступающей к нам информацией? Во-первых, она для нас начинает существовать. Если говорить о мозге, то это означает некую "запись", наличие памяти. До сих пор нет однозначного ответа, что такое память, но мы можем утверждать, что поступающую информацию мы разбиваем на объекты и храним в таком виде. Например, мы отделяем голод от холода, а яблоко от одеяла, а потом помним об этом, не путая одно с другим. Наиболее вероятно, что это происходит так: нейроны объединяются в группы, кооперируются для того, чтобы отвечать за работу с теми или иными объектами (см. "Эгоизм и альтруизм нейрона" - youtu.be/VVGku-ZWO2k).

Можно предположить, что группа нейронов (устойчивые нейронные связи) - это и есть для нас "ценность". А совокупность всех ценностей мы называем "системой ценностей" или "культурой". Нейробиологи назывут это, скорее всего, нейронной сетью.

Говоря о каких-то базовых ценностях, которые стоят в основании культуры человека, давайте мысленно перенесемся в ситуацию, где наша память абсолютно чиста, и самая первая информация только-только начала поступать. Откуда она берется? В первую очередь - от нашего собственного организма. Группы клеток (органы) через сложные системы регуляции сигнализируют нам о том, что им не хватает питательных веществ. Кроме того, к нам поступает и "чужая" информация - от органов чувств - свет, звук, другие ощущения.

Таким образом, все многообразие самого первого, базового уровня ценностей мы можем разделить на две удобные категории - "свое" и "чужое". Эти системы можно назвать двумя базовыми культурами нашей жизни - "культурой своего" и "культурой чужого". Ценности, которые образуются при объединении этих двух культур, например, когда голод соединяется с яблоком, образуют новую культуру. Назовем ее "культурой адаптации", поскольку она находится как бы на границе нашего организма и окружающей среды.

Занимательные аналогии и применение на практике:

1. Экономисты "культуру своего" считают совокупностью базовых, "низменных", потребностей (потребность в сне, голод, сексуальное влечение). Очевидно, что все остальные потребности являются частью культуры адаптации, то есть имеют доли и "своего", и "чужого". А вот с "культурой чужого" у экономистов, которые занимаются потребностями, плоховато. Чужое как нечто самостоятельное для них вроде как и не существует. Можно попробовать обвинить таких экономистов в попытках все "присвоить". На примере американцев мы можем наблюдать, как этот подход воплощается в жизни.

2. Снижая долю "чужого" в культуре адаптации, можно попробовать снизить зависимость от этой культуры. Таким образом можно, например, похудеть.

3. Как попасть в Нирвану? Для этого нужно всего лишь научиться каким-то образом не преобразовывать всю поступающую информацию в ценности. От чужих ценностей отказаться проще, это описано в медитативных практиках. А вот чтобы избавиться от своих собственных ценностей, надо очень сильно потрудиться.

Добавьте свои мысли по поводу исследования
Любые замечания, комментарии, предположения на тему исследований интересны нашим авторам. Пожалуйста, не стесняйтесь, напишите нам письмо с Вашими мыслями. Мы регулярно обновляем разделы исследований с учетом уточнений специалистов, критиков, наших читателей.