Исследования

Противостояние реальной и виртуальной культур

Исследование: Теория культуры Автор: Сакмаров Илья Олегович

Почему благополучные девочки уезжают в Ирак, чтобы стать женами исламских террористов, сами эти террористы воюют с радостными улыбками на лице, фанатские футбольные группировки все никак не сойдут на нет, а девочки из Оренбурга танцуют тверк в костюмах пчелок? Для меня эти необъяснимые на первый взгляд явления стоят в одном ряду и объясняются одной гипотезой.

Две важнейшие, на мой взгляд, субкультуры человека - это "виртуальная" и "реальная".

Ядро виртуальной культуры - это возможность преобразования информации, "модерации", избегания конфликтов. Это творчество и самоконтроль. Реальная же культура предполагает хранение ценностей в неизменном виде, поскольку они в таком виде чаще всего и встречаются. Условно можно назвать ее культурой освоения и потребления.

На протяжении всей истории человечества "виртуальная" культура была элитарной. Мыслители, ученые, политические деятели реже сталкивались с динамикой "реального" мира, с накоплением "реального опыта". Досуговый мыслительный процесс для таких людей становился чем-то значимым, вспомним хотя бы Обломова, а виртуальная культура побеждала в них реальную, чему способствовали чтение и образование.

Ну а любой крестьянин, торговец, воин ежедневно на протяжении всей жизни видели перед собой одни и те же предметы в разных обстоятельствах. Например, при одной погоде посевы вели себя одним образом, при другой - другим. Система ценностей крестьянина вынуждена была подстраиваться, дополнять информацию, накапливать ее, "осваивать", выстраивать новые взаимосвязи между старыми объектами. Крестьянину было непросто взять и представить себе небоскреб вместо избы, трактор вместо мотыги, парик вместо собственных волос, поскольку он ежедневно видел избы, волосы и мотыги, ходящие "по кругу", подстраивающиеся под различные обстоятельства. Конечно, крестьяне, воины, моряки также не обходились без досуга, виртуальная культура развивалась и в этих слоях общества - в виде фольклора и обрядов, народной медицины.

В эпоху интернета и компьютеризации мы наблюдаем невиданную ранее экспансию "виртуальной" культуры, ее доступность для всех. Для многих людей она стала прекрасным способом адаптации.

Решить конфликт в виртуальном мире легко можно, добавив неугодного человека в "черный список". Создать собственный привлекательный образ можно при помощи фотошопа, текстов-описаний и подборок новостей на "стене", показывающих твои вкусы. Теперь донести свои фантазии до окружающих - гораздо быстрее и проще.

Не обязательно пользоваться "реальными" предметами, просто нужен "код", который выполняет такие же функции. Начинают играть большую роль и способы передачи этого кода. Текстовое общение вместо голосового, которое при освоении навыков быстрого набора может практически не уступать в эффективности передачи информации. Все это часто вызывает неспособность людей сочетать старые и новые способы, находить компромисс между ними.

Надо признать, что виртуальная культура постепенно вытесняет реальную, но в обозримом будущем несомненно останутся сферы, за которые "реальная" культура будет держаться всеми силами, и надо четко понимать, что люди, которым реальная культура в силу биологических особенностей, каких-то национальных, семейных традиций ближе, чем виртуальная, будут "кочевать" в оставшиеся доступные "реальные" сферы. А это, например, война и другие виды насилия, спорт, фермерство, проституция (и другие виды физиологических услуг: стрижка волос, хирургия и т.п.). Не стоит забывать и о религии как наборе "реальных" ритуалов (посещение культовых мест). Вот тут-то и стоит вспомнить воинов-исламистов и их новых спутниц.

Многие из вызовов и ультиматумов реальной культуры мы уже начали ощущать на себе. Войны и религиозная истерия - реальность начала XXI века. Физкультура и спорт не собираются утрачивать своего влияния, в чем легко убедиться - достаточно познакомиться с модными молодежными движениями типа ЗОЖ. Активность экологов, вегетарианство, новые фермеры - все это модные способы превратиться из поклонников "реальной" культуры в ее активистов.

Возможно, не стоит переоценивать негативные стороны противостояния виртуальной и реальной культур. В конце концов, почувствовав предрасположенность к "реальной" культуре, любой из нас может уехать в лес, отключить телефон, пообщаться с близкими "вживую", а может быть - просто "напиться и забыться". Реальное и виртуальное все еще можно разделить по времени и месту.

Тем не менее, мне кажется, надо отдавать себе отчет в том, что воюющие, напивающиеся, фермерствующие люди все меньше будут понимать тех, кто всем этим не занимается, и это противостояние вполне может привести к серьезным последствиям. Например, благополучные с виду мальчики продолжат воевать, приумножая свои ряды, а примерные девочки-отличницы, которым запретили танцевать тверк в школе, составят им компанию. Ведь творчество и самоконтроль - не всем и не всегда приятны и естественны.

Добавьте свои мысли по поводу исследования
Любые замечания, комментарии, предположения на тему исследований интересны нашим авторам. Пожалуйста, не стесняйтесь, напишите нам письмо с Вашими мыслями. Мы регулярно обновляем разделы исследований с учетом уточнений специалистов, критиков, наших читателей.