Исследования

Современная музыка: социокультурный феномен или нечто большее?

Исследование: Музыка Петербурга Автор: Сакмаров Илья Олегович

Эссе 2013 года.

Современная музыка, так самая, которая ассоциируется у нас прежде всего с композициями (чаще всего включающими вокальную партию), умещающимися в 3-5-минутном формате, несомненно является важнейшим социокультурным феноменом, поскольку влияет практически на все социальные группы, развитие субкультур и культуры в целом. Но давайте рассмотрим вопрос - является ли современная музыка искусством? О каких вечных ценностях говорит современная музыка? Никто не сочиняет великих песен о любви, горе, войне, которые бы объединили всех людей на планете или хотя бы один этнос.

"Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм".

Создаются ли сейчас эти самые эстетически-выразительные формы? Что они выражают, для кого, создаются ли новые эстетики, или происходит беспрестанное тиражирование старых? Возможно, музыки как искусства в постмодернистскую эпоху просто нет, потому что нет потребности в ней как в искусстве?

Давайте сравним музыку с тем, что безоговорочно считается жанром искусства. В живописи все по-другому, там картины являются и конечным продуктом, и произведениями искусства. У искусствоведения до сих пор есть какой-то смысл применительно к живописи, потому что надо как-то оценивать, является ли продукт искусством.

В музыке продуктом являются песни (треки, композиции) и релизы (альбомы). Есть ли смысл говорить - являются ли они искусством или нет, если они могут продаваться и без этих оценок, и даже вопреки им? Возможно, сейчас никто уже и не обязан оценивать, как созданные музыкальные эстетики оценивают люди, как их воспринимают, насколько глубоко произведено на них впечатление?

Позвольте сделать смелое предположение, что в профессиональной среде специалистам музыкальной сферы не имеет смысла называть музыку частью современного искусства и рассматривать ее в этом качестве. Пусть на подобные вопросы для себя отвечают те, кто ее создают - композиторы, авторы текстов.

Рассмотрение современной музыки как искусства на данном этапе развития российского общества может привести к искажению реальной оценки деятельности тех или иных музыкальных проектов, их социокультурной значимости или вклада в развитие музыкальных жанров и направлений, и, как следствие, - это может привести к нетолерантному отношению, антагонизму и другим факторам, препятствующим кооперации субкультур, к которым мы принадлежим. Это, в свою очередь, препятствует образованию единого культурного пространства, новой культуры России.

Если попытаться разобраться в современной музыке как части современного искусства, то, скорее всего, вообще придется отказаться от рассмотрения отдельных песен и музыкальных коллективов (кроме основоположников жанров и стилистических направлений).

Получится, что современное музыкальное искусство - это десяток стилей и направлений, которые оказывают влияние друг на друга и мировое искусство в целом. Произведениями музыкального искусства в таком случае скорее всего мы признаем какие-то первые незабываемые хиты/шлягеры каких-то основоположников (популяризаторов) жанров, которые производят схожий эстетический эффект на основных потребителей современной музыки.

Оценка текущей деятельности музыкальных проектов, композиторов, аранжировщиков с точки зрения искусствоведения крайне сложна, что не отрицает важность оценки этой деятельности с позиций культурологии, ведь большая часть музыкального продукта влияет на развитие тех или иных субкультур. С другой стороны, необходимо глубже изучить вопрос возможности создания новых эстетик отдельными музыкальными проектами, которые в силу каких-то обстоятельств не задают очевидных трендов и не оставляют после себя последователей и подражателей.

Добавьте свои мысли по поводу исследования
Любые замечания, комментарии, предположения на тему исследований интересны нашим авторам. Пожалуйста, не стесняйтесь, напишите нам письмо с Вашими мыслями. Мы регулярно обновляем разделы исследований с учетом уточнений специалистов, критиков, наших читателей.